| Мой профиль | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 18.11.2017, 00:51

Днепропетровское РО СЖУ За будущее детей

Меню сайта
Наш опрос
Какой политической силе вы доверяете?
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Политико-экономический обзор

Главная » Статьи » политические статьи

Принцип паритета одного премьера

Принцип паритета одного премьера


Немного истории: чем занимался Виктор Ющенко на посту премьер-министра? Он подписывал документы, которые в результате позволили российскому олигарху завладеть флагманом украинской нефтехимической промышленности. Об этом - в статье председателя Фонда госимущества Валентины Семенюк, напечатанной в газете "Прикарпатська правда".
 
Началом трансформации государственной собственности считается 1992 год, когда Верховная Рада приняла пакет приватизационного законодательства. С того времени процесс разгосударствления стал неудержимым, а практика осуществления приватизации в Украине быстро разочаровала общество.Негативное восприятие приватизации населением и утопические призывы властей сделать каждого украинца маленьким капиталистом переросли в лозунги "оранжевой революции", а требования и действия по пересмотру результатов "несправедливой" приватизации легли на плечи председателя ФГИУ в апреле 2005-го. Однако сил нести такой груз хватает уже при третьем премьере и, хвала Господу, хватит еще при трех.
 
Речь все же не обо мне, не о моем "пиаре", не о моей рекламе и даже не о партии социалистов вместе с коалицией. Речь о правде. О каустической соде и хлорвиниле, о равенстве и равноправии "маленьких" и "больших" украинцев, о борьбе и измене государственных интересов...

 
За средства кредита

В далеком 1992 году Баварский объединенный банк предоставил химическому предприятию ОАО "Ориана" кредит в размере 212,5 млн. немецких марок, или 108,7 млн. евро, для строительства завода по производству полиэтилена. Средства были привлечены под гарантии украинского правительства с покрытием немецкой страховой компанией "Гермес" под процентную ставку, равную плавающей процентной ставке для ссуд Баварского объединенного банка "плюс" 0,875% годовых. Погашать этот кредит и проценты по нему предусматривалось за счет поступлений от экспорта изготовленной "Орианой" продукции, которая в дальнейшем стала не только крупным химическим предприятием и монополистом украинского рынка по производству соляной кислоты, каустической соды, антистатиков, полипропилена и других товаров народного потребления, но и гордостью Ивано-Франковщины.

Новейший нефтехимический комплекс "Орианы", построенный на средства из кредита Баварского объединенного банка, стал "химическим" лицом Украины, однако мощные олигархическо-финансовые промышленные группы увидели в этом нечто иное - завидный и лакомый кусок отечественной экономики...

В то время украинская власть не разрешала иностранным компаниям приватизировать стратегически важные предприятия. Но Международный валютный фонд и Мировой банк с 1999 года приостановили кредитование Украины, и государство едва избежало дефолта по внешним долгам. Угроза бюджетного кризиса вынудила правительство активизировать приватизацию ликвидных предприятий, в том числе монополистов и стратегически важных предприятий.

Украинской промышленности необходимы были инвестиции, а государственному бюджету - прибыли.

Первыми ласточками прихода российских олигархов стало приобретение контрольных пакетов Николаевского глиноземного и Лисичанского нефтеперерабатывающего заводов структурами "Сибирского алюминия" и "Альфа-групп".

Таким образом, российский частный сектор стал играть не последнюю роль в развитии украинской экономики.


Какое же равноправие?

В начале 2000 года Украину посетил один из самых влиятельных российских олигархов - Алекперов Вагит Юсуфович, которому очень захотелось инвестировать российские средства в химическую промышленность Украины, однако... в обход приватизации...

Как оказалось, такие пути есть. Название им - паритетный принцип осуществления украинско-российского бизнеса.

10 сентября 2000 года премьер-министр Украины Виктор Ющенко издал распоряжение КМ Украины   314-р, которое, в частности, не попало в печать ни одной правительственной газеты и на глаза "маленького" украинца в том числе, с интересным названием - "Вопросы погашения ОАО "Ориана" задолженности за полученный под гарантии Кабинета Министров Украины иностранный кредит".

Указанные "Вопросы" обязывали подконтрольные правительству органы исполнительной власти произвести определенные действия, а именно - создать на паритетных началах с инвестором хозяйственное общество по 50 процентов как со стороны государства, так и со стороны инвестора и заключить соответствующий договор, где государство должно было внести в уставный фонд нового предприятия нефтехимический комплекс стоимостью свыше 600 млн. грн., а российские инвесторы - сырье и оборудование на аналогичную сумму. Погашать же кредит планировалось, как и раньше - с прибыли предприятия.

Однако не о деньгах речь, как ни странно. Речь о ноу-хау премьера Ющенко по ведению такого эффективного международного бизнеса, как паритетный принцип взносов и, как следствие, - паритетный принцип управления химическим монополистом Украины.

Не нужно быть высокопрофессиональным экономистом или юристом, чтобы знать, что "взрывоопасность" бизнеса на паритете обусловлена именно равноправием.

Как известно, и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной ответственностью ключевые решения - от назначения директоров до утверждения крупных соглашений - должны быть одобрены большинством голосов на общих собраниях акционеров (участников общества) или на заседаниях наблюдательных советов. Если стопроцентный или контрольный пакет акций (доль) компании поровну распределен между двумя совладельцами, то в случае серьезного конфликта им остается одно: либо делить бизнес, либо договариваться о купле-продаже чьей-то доли.

Ведь в противном случае - предприятие, где "зависают" базовые решения, долго существовать не может. И если выходом становится только развод, то как бы мирно не разошлись партнеры, никто из них не выигрывает от закрытия общего проекта.

Впрочем, ОАО "Ориана" и российский ООО "Лукойл-Нефтехим" все же создали на паритетных началах ЗАО "ЛУКОР" с уставным фондом в размере 1 млрд. 324 млн. грн., где в соответствии с договором государство внесло в уставный фонд нового предприятия новейший нефтехимический комплекс, построенный на средства из кредита Баварского объединенного банка стоимостью 662 млн. грн., а российские инвесторы - вместо технологического оборудования, сырья и денежных средств, как уверял и клялся премьер Ющенко - лишь 107 штук акций ЗАО "Лукойл-Нефтехим", которые были оценены в фантастическую сумму - 562 млн. грн. И это при том, что их реальная стоимость не доходила даже до 15 млн. гривен.

Глядя на такие делишки правительства Украины с представителем "старшего" брата, в Европе пожимали плечами и не знали, чего от ноу-хау украинского премьера ожидать в будущем.

Однако долго ждать не пришлось. Ну очень уже не хотелось российскому инвестору, чтобы Украина "играла на такой же скрипке", как Вагит Юсуфович Алекперов. Простой и трезвый бизнесменский нюх подсказывал ему, что в Украине происходит что-то "не по-русски", ведь шел 2001 год... Назревал конфликт интересов.

Впрочем... "Свои люди - сочтемся", как гласит русская пословица.

Несколько встреч с президентом Кучмой, приглашение к премьеру Ющенко, преступные манипуляции с законом, и вот оно - следствие, вот оно поле для маневра - доля государства в уставном фонде ЗАО "ЛУКОР" снизилась с 50% до 47,93%. Начали с паритета, а перешли к контролю. Сдали предприятие и даже без приватизации обошлись. Продержался такой паритетный альянс аж год.

Наверное, не знал премьер, когда создавал (или сдавал) предприятие, что мерой профилактики против "подобных конфликтов" между совладельцами должно быть четкое и взвешенное распределение сфер ответственности - чтобы установить не только равенство в собственности, но и равновесие в управлении, с достаточным количеством разумных юридических механизмов, призванных поддерживать баланс власти на предприятии.

Жизнь подсказывает, что партнеры могут быть равны "по весу", но отличаться по амбициям. Если с самого начала этого не учитывать, когда-нибудь один из них захочет взять верх. Во всем цивилизованном мире паритетный бизнес - это вариант на крайний случай, когда нет возможности убедить партнера согласиться на меньшую долю в обмен на какие-либо компенсации.

В нашем же случае - принцип паритета премьер Ющенко определил еще задолго до прихода российского инвестора... не знал, по-видимому, о простых экономических рисках. Надеюсь, просто не знал.

А Вагит Юсуфович знал принципы мировой экономики лучше...

Год 2004. Накануне президентских выборов начинаются "предвыборные" претензии государства к инвестору, даже угрожают судами.

Конечно, лучше перестраховаться. Так в октябре 2004 года дочерняя компания НК "ЛУКОЙЛ" Lukoil Chemical В.V. и ЗАО "ЛУКОР" создает ООО "Карпатнефтехим" с уставным фондом 30 тыс. грн. Позже уставный фонд компании был увеличен до 1,581 млрд. грн., где 24% принадлежат "ЛУКОРУ", 76% - Lukoil Chemical В.V. В уставный фонд ООО "Карпатнефтехим" были переданы основные мощности ЗАО "ЛУКОР" по производству хлорвинила, каустической соды и хлора, а также полиолефонов (этилена и пропилена). А это практически целиком свидетельствует об утрате последнего, пусть не контрольного, и все же рычага влияния государства на российского инвестора относительно наиболее лакомых "кусков" ОАО "Ориана".

Вот как утопические идеи и методы управления правительством Украины при премьерстве Виктора Ющенко вошли в противоречие с реалиями рыночной экономики. Разочарование методами и результатами внедрения принципа паритета оказалось еще большим. Утрачен химический монополист государства. Сдан за бесценок согласно документам и подписям властей. Хотя, возможно, что-то кому-то и досталось...

Как я уже отмечала, не обо мне эта статья, и не о сотнях томов судебных дел, которые возбудил Фонд госимущества при моем председательстве, пытаясь возвратить государству химическую отрасль страны, и даже не о долге "Орианы" перед Баварским объединенным банком, признанном сейчас долгом государства Украина. Долгом не Алекперова, а именно Украины. Нашим с вами, люди, долгом, который из государственного бюджета нужно будет возвращать.


Измена интересов государственных

Как же ожидал народ перемен в стране к лучшему. В. Ющенко - Президент Украины. Человек либеральных экономических взглядов, как писали все международные СМИ и преданный сын одного отца, как любил повторять некий человек с Банковой, подыгрывая себе на гитаре.

"Много активов, - заявлял В. Ющенко в своих предвыборных выступлениях, - было передано без конкурса, подобно тому, как 200 лет назад Екатерина Великая раздавала земли на юге Украины своим любовникам и фаворитам". В его Плане действий "Десять шагов навстречу людям" провозглашено: "...Олигархи заплатят настоящую цену за предприятия, которые "прихватизируются" за бесценок - миллиарды гривен пойдут на выплату сбережений ограбленных граждан...".

18 апреля 2005 г., представляя В. Семенюк в качестве нового председателя ФГИУ, он охарактеризовал деятельность ведомства как преступную и порекомендовал "пройти по каждому объекту, потерянному государством".

Я начала... Но уже в начале мая 2005 года, глядя на потуги ФГИУ, Президент меняет тональность и содержание своих заявлений. Он публично признает фундаментальную опасность политики реприватизации для Украины. И, как подчеркнул Ющенко на расширенном заседании правительства, посвященном итогам его деятельности за I квартал 2005 г. - "я настаиваю на том, чтобы в ближайшее время закрыть эту тему, и чтоб из нашего лексикона исчез термин "реприватизация".

В интервью газете Financial Times 29 мая 2005 г. Президент заявил, что в процессе пересмотра результатов приватизации он не допустит проявлений национализации.

Однако, как написали в одной книжке: "Во вполне последовательной системной позиции Президента Украины против социалистических планов огосударствления производственного сектора есть два исключения. Первый - поддержка реприватизации "Криворожстали" и Никопольского завода ферросплавов, ведь эти два объекта давно превратились в символы выполнения антиолигархических политических обязательств. Второй феномен - назначение в апреле, отказ принять отставку в октябре, высокие оценки деятельности идейного противника приватизации на должности главы приватизационного ведомства В. Семенюк".

24 ноября 2005 г. Ющенко издает Указ "О мерах по утверждению гарантий и повышению эффективности защиты прав собственности в Украине", а после отставки правительства Ю. Тимошенко начинает диалог с представителями крупного капитала, то есть с главными фигурантами реприватизационных конфликтов.

Еще через год, в ноябре 2006 года, Ющенко официально встречается с Вагитом Алекперовым в Калуше и заявляет о гарантиях неприкосновенности российского бизнеса со стороны Украины...

Как высказался один из журналистов: "Кто лучше всех пилит бюджет - должен получать ордена. Им дают и сейчас. Но стыдливо. Ко дню рождения, ко дню Конституции, ко дню проктолога. Все должно быть предельно честно. Украл сто миллионов - получи Ярослава Мудрого, подтяжки потянул - княгиню Ольгу, миллионом ограничился - на тебе за спасение утопающих медальку. И уж вовсе необходимо хотя бы раз в неделю вешать на Майдане хоть одного честного человека".



Категория: политические статьи | Добавил: oscoma (12.10.2010)
Просмотров: 432
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Союз женщин Украины "за будущее детей"
  • Социалистическая Партия Украины
  • Студенческий патруль
  • Обществееная организация "Защита детей войны"
  • Союз ветеранов Афганистана
  • Мини-чат
    200
    Поиск
    Категории раздела
    еконосические статьи
    политические статьи
    новое в законодательстве
    всякое о политиках
    новое в экономике
    реморфмы и прочее

    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz