Принцип паритета одного премьера
Немного истории: чем занимался
Виктор Ющенко на посту премьер-министра? Он подписывал документы, которые в
результате позволили российскому олигарху завладеть флагманом украинской
нефтехимической промышленности. Об этом - в статье председателя Фонда
госимущества Валентины Семенюк, напечатанной в газете "Прикарпатська
правда".
Началом трансформации государственной собственности считается 1992 год,
когда Верховная Рада приняла пакет приватизационного законодательства. С того
времени процесс разгосударствления стал неудержимым, а практика осуществления
приватизации в Украине быстро разочаровала общество.Негативное восприятие
приватизации населением и утопические призывы властей сделать каждого украинца
маленьким капиталистом переросли в лозунги "оранжевой революции", а
требования и действия по пересмотру результатов "несправедливой"
приватизации легли на плечи председателя ФГИУ в апреле 2005-го. Однако сил
нести такой груз хватает уже при третьем премьере и, хвала Господу, хватит еще
при трех.
Речь все же не обо мне, не о моем "пиаре", не о моей рекламе и
даже не о партии социалистов вместе с коалицией. Речь о правде. О каустической
соде и хлорвиниле, о равенстве и равноправии "маленьких" и
"больших" украинцев, о борьбе и измене государственных интересов...
За средства кредита
В далеком 1992 году Баварский объединенный банк предоставил химическому
предприятию ОАО "Ориана" кредит в размере 212,5 млн. немецких марок,
или 108,7 млн. евро, для строительства завода по производству полиэтилена.
Средства были привлечены под гарантии украинского правительства с покрытием
немецкой страховой компанией "Гермес" под процентную ставку, равную
плавающей процентной ставке для ссуд Баварского объединенного банка "плюс"
0,875% годовых. Погашать этот кредит и проценты по нему предусматривалось за
счет поступлений от экспорта изготовленной "Орианой" продукции,
которая в дальнейшем стала не только крупным химическим предприятием и
монополистом украинского рынка по производству соляной кислоты, каустической
соды, антистатиков, полипропилена и других товаров народного потребления, но и
гордостью Ивано-Франковщины.
Новейший нефтехимический комплекс "Орианы", построенный на средства
из кредита Баварского объединенного банка, стал "химическим" лицом
Украины, однако мощные олигархическо-финансовые промышленные группы увидели в
этом нечто иное - завидный и лакомый кусок отечественной экономики...
В то время украинская власть не разрешала иностранным компаниям приватизировать
стратегически важные предприятия. Но Международный валютный фонд и Мировой банк
с 1999 года приостановили кредитование Украины, и государство едва избежало
дефолта по внешним долгам. Угроза бюджетного кризиса вынудила правительство
активизировать приватизацию ликвидных предприятий, в том числе монополистов и
стратегически важных предприятий.
Украинской промышленности необходимы были инвестиции, а государственному
бюджету - прибыли.
Первыми ласточками прихода российских олигархов стало приобретение контрольных
пакетов Николаевского глиноземного и Лисичанского нефтеперерабатывающего
заводов структурами "Сибирского алюминия" и "Альфа-групп".
Таким образом, российский частный сектор стал играть не последнюю роль в
развитии украинской экономики.
Какое же равноправие?
В начале 2000 года Украину посетил один из самых влиятельных российских
олигархов - Алекперов Вагит Юсуфович, которому очень захотелось инвестировать
российские средства в химическую промышленность Украины, однако... в обход
приватизации...
Как оказалось, такие пути есть. Название им - паритетный принцип осуществления
украинско-российского бизнеса.
10 сентября 2000 года премьер-министр Украины Виктор Ющенко издал распоряжение
КМ Украины 314-р, которое, в частности, не попало в печать ни одной
правительственной газеты и на глаза "маленького" украинца в том
числе, с интересным названием - "Вопросы погашения ОАО "Ориана"
задолженности за полученный под гарантии Кабинета Министров Украины иностранный
кредит".
Указанные "Вопросы" обязывали подконтрольные правительству органы
исполнительной власти произвести определенные действия, а именно - создать на
паритетных началах с инвестором хозяйственное общество по 50 процентов как со
стороны государства, так и со стороны инвестора и заключить соответствующий
договор, где государство должно было внести в уставный фонд нового предприятия
нефтехимический комплекс стоимостью свыше 600 млн. грн., а российские инвесторы
- сырье и оборудование на аналогичную сумму. Погашать же кредит планировалось,
как и раньше - с прибыли предприятия.
Однако не о деньгах речь, как ни странно. Речь о ноу-хау премьера Ющенко по
ведению такого эффективного международного бизнеса, как паритетный принцип
взносов и, как следствие, - паритетный принцип управления химическим
монополистом Украины.
Не нужно быть высокопрофессиональным экономистом или юристом, чтобы знать, что
"взрывоопасность" бизнеса на паритете обусловлена именно
равноправием.
Как известно, и в акционерном обществе, и в обществе с ограниченной
ответственностью ключевые решения - от назначения директоров до утверждения
крупных соглашений - должны быть одобрены большинством голосов на общих
собраниях акционеров (участников общества) или на заседаниях наблюдательных
советов. Если стопроцентный или контрольный пакет акций (доль) компании поровну
распределен между двумя совладельцами, то в случае серьезного конфликта им
остается одно: либо делить бизнес, либо договариваться о купле-продаже чьей-то
доли.
Ведь в противном случае - предприятие, где "зависают" базовые
решения, долго существовать не может. И если выходом становится только развод,
то как бы мирно не разошлись партнеры, никто из них не выигрывает от закрытия
общего проекта.
Впрочем, ОАО "Ориана" и российский ООО "Лукойл-Нефтехим"
все же создали на паритетных началах ЗАО "ЛУКОР" с уставным фондом в
размере 1 млрд. 324 млн. грн., где в соответствии с договором государство
внесло в уставный фонд нового предприятия новейший нефтехимический комплекс,
построенный на средства из кредита Баварского объединенного банка стоимостью
662 млн. грн., а российские инвесторы - вместо технологического оборудования,
сырья и денежных средств, как уверял и клялся премьер Ющенко - лишь 107 штук
акций ЗАО "Лукойл-Нефтехим", которые были оценены в фантастическую
сумму - 562 млн. грн. И это при том, что их реальная стоимость не доходила
даже до 15 млн. гривен.
Глядя на такие делишки правительства Украины с представителем
"старшего" брата, в Европе пожимали плечами и не знали, чего от
ноу-хау украинского премьера ожидать в будущем.
Однако долго ждать не пришлось. Ну очень уже не хотелось российскому инвестору,
чтобы Украина "играла на такой же скрипке", как Вагит Юсуфович
Алекперов. Простой и трезвый бизнесменский нюх подсказывал ему, что в Украине
происходит что-то "не по-русски", ведь шел 2001 год... Назревал
конфликт интересов.
Впрочем... "Свои люди - сочтемся", как гласит русская пословица.
Несколько встреч с президентом Кучмой, приглашение к премьеру Ющенко,
преступные манипуляции с законом, и вот оно - следствие, вот оно поле для
маневра - доля государства в уставном фонде ЗАО "ЛУКОР" снизилась с 50%
до 47,93%. Начали с паритета, а перешли к контролю. Сдали предприятие и даже
без приватизации обошлись. Продержался такой паритетный альянс аж год.
Наверное, не знал премьер, когда создавал (или сдавал) предприятие, что мерой
профилактики против "подобных конфликтов" между совладельцами должно
быть четкое и взвешенное распределение сфер ответственности - чтобы установить
не только равенство в собственности, но и равновесие в управлении, с
достаточным количеством разумных юридических механизмов, призванных
поддерживать баланс власти на предприятии.
Жизнь подсказывает, что партнеры могут быть равны "по весу", но
отличаться по амбициям. Если с самого начала этого не учитывать, когда-нибудь
один из них захочет взять верх. Во всем цивилизованном мире паритетный бизнес -
это вариант на крайний случай, когда нет возможности убедить партнера
согласиться на меньшую долю в обмен на какие-либо компенсации.
В нашем же случае - принцип паритета премьер Ющенко определил еще задолго до
прихода российского инвестора... не знал, по-видимому, о простых экономических
рисках. Надеюсь, просто не знал.
А Вагит Юсуфович знал принципы мировой экономики лучше...
Год 2004. Накануне президентских выборов начинаются "предвыборные"
претензии государства к инвестору, даже угрожают судами.
Конечно, лучше перестраховаться. Так в октябре 2004 года дочерняя компания НК
"ЛУКОЙЛ" Lukoil Chemical В.V. и ЗАО "ЛУКОР" создает ООО
"Карпатнефтехим" с уставным фондом 30 тыс. грн. Позже уставный фонд
компании был увеличен до 1,581 млрд. грн., где 24% принадлежат
"ЛУКОРУ", 76% - Lukoil Chemical В.V. В уставный фонд ООО
"Карпатнефтехим" были переданы основные мощности ЗАО
"ЛУКОР" по производству хлорвинила, каустической соды и хлора, а
также полиолефонов (этилена и пропилена). А это практически целиком
свидетельствует об утрате последнего, пусть не контрольного, и все же рычага
влияния государства на российского инвестора относительно наиболее лакомых
"кусков" ОАО "Ориана".
Вот как утопические идеи и методы управления правительством Украины при премьерстве
Виктора Ющенко вошли в противоречие с реалиями рыночной экономики.
Разочарование методами и результатами внедрения принципа паритета оказалось еще
большим. Утрачен химический монополист государства. Сдан за бесценок согласно
документам и подписям властей. Хотя, возможно, что-то кому-то и досталось...
Как я уже отмечала, не обо мне эта статья, и не о сотнях томов судебных дел,
которые возбудил Фонд госимущества при моем председательстве, пытаясь
возвратить государству химическую отрасль страны, и даже не о долге
"Орианы" перед Баварским объединенным банком, признанном сейчас
долгом государства Украина. Долгом не Алекперова, а именно Украины. Нашим с
вами, люди, долгом, который из государственного бюджета нужно будет возвращать.
Измена интересов государственных
Как же ожидал народ перемен в стране к лучшему. В. Ющенко - Президент Украины.
Человек либеральных экономических взглядов, как писали все международные СМИ и
преданный сын одного отца, как любил повторять некий человек с Банковой,
подыгрывая себе на гитаре.
"Много активов, - заявлял В. Ющенко в своих предвыборных выступлениях, -
было передано без конкурса, подобно тому, как 200 лет назад Екатерина Великая
раздавала земли на юге Украины своим любовникам и фаворитам". В его Плане
действий "Десять шагов навстречу людям" провозглашено:
"...Олигархи заплатят настоящую цену за предприятия, которые
"прихватизируются" за бесценок - миллиарды гривен пойдут на выплату
сбережений ограбленных граждан...".
18 апреля 2005 г., представляя В. Семенюк в качестве нового председателя ФГИУ,
он охарактеризовал деятельность ведомства как преступную и порекомендовал
"пройти по каждому объекту, потерянному государством".
Я начала... Но уже в начале мая 2005 года, глядя на потуги ФГИУ, Президент
меняет тональность и содержание своих заявлений. Он публично признает
фундаментальную опасность политики реприватизации для Украины. И, как
подчеркнул Ющенко на расширенном заседании правительства, посвященном итогам
его деятельности за I квартал 2005 г. - "я настаиваю на том, чтобы в
ближайшее время закрыть эту тему, и чтоб из нашего лексикона исчез термин
"реприватизация".
В интервью газете Financial Times 29 мая 2005 г. Президент заявил, что в
процессе пересмотра результатов приватизации он не допустит проявлений
национализации.
Однако, как написали в одной книжке: "Во вполне последовательной системной
позиции Президента Украины против социалистических планов огосударствления
производственного сектора есть два исключения. Первый - поддержка
реприватизации "Криворожстали" и Никопольского завода ферросплавов,
ведь эти два объекта давно превратились в символы выполнения антиолигархических
политических обязательств. Второй феномен - назначение в апреле, отказ принять
отставку в октябре, высокие оценки деятельности идейного противника
приватизации на должности главы приватизационного ведомства В. Семенюк".
24 ноября 2005 г. Ющенко издает Указ "О мерах по утверждению гарантий и
повышению эффективности защиты прав собственности в Украине", а после
отставки правительства Ю. Тимошенко начинает диалог с представителями крупного
капитала, то есть с главными фигурантами реприватизационных конфликтов.
Еще через год, в ноябре 2006 года, Ющенко официально встречается с Вагитом
Алекперовым в Калуше и заявляет о гарантиях неприкосновенности российского
бизнеса со стороны Украины...
Как высказался один из журналистов: "Кто лучше всех пилит бюджет - должен
получать ордена. Им дают и сейчас. Но стыдливо. Ко дню рождения, ко дню
Конституции, ко дню проктолога. Все должно быть предельно честно. Украл сто
миллионов - получи Ярослава Мудрого, подтяжки потянул - княгиню Ольгу,
миллионом ограничился - на тебе за спасение утопающих медальку. И уж вовсе
необходимо хотя бы раз в неделю вешать на Майдане хоть одного честного
человека".
|